Богиня с головой кошки

Читайте также: Значение татуировки слон стало известно недавно: 50 фото и эскизов Священными кошками самой Баст были кошки черной масти; изображение черной кошки египетские врачи помещали на своих жилищах как символ своей профессии. Изображение кошки украшало систрум, а иногда и зеркало Хатхор. Это животное олицетворяло луну. Кошка олицетворяла божественность, недоступную простым смертным. Даже верховного бога солнца Ра называли "великим котом".

Влияние света на размер зрачка кошки древние египтяне связывали с движением солнечного бога на колеснице по небесным рекам. А горящие в темноте глаза кошки, по верованиям египтян, излучают дневной свет - свет огненной колесницы. Первые иероглифы, которыми обозначались слова "кот" и "кошка", относятся к пятой и шестой династиям египетских фараонов около года до н.э. Сегодня они расшифровываются как "минт" и "миу". Расшифровка иероглифов "miw" для мужского рода и "miwt" для женского имеет аналогичную ономатопею в глаголе "мяукать" в русском языке.

До нас дошли многочисленные рисунки и статуэтки с изображением кошек. Восходящее солнце изображалось жуком-скарабеем, который обязательно присутствовал на груди животных. В святилище Гелиополя символом верховного бога была статуя кошки гигантских размеров, зрачки которой менялись в зависимости от направления солнечных лучей. Статуя, которая каждый час выпускала струю воды, также служила для определения времени.

Легенда гласит, что статуя кошки представляла животное, погибшее в битве со злым змеем Апопом. Предположительно, приручение кошки произошло в Египте в III тысячелетии до н.э. Прежде чем стать домашним животным, ценимым за мягкость, грациозность и беззаботный характер, кошка в первую очередь стала защитным животным. Охотясь на мелких грызунов, они охраняли амбары, где египтяне хранили провизию, в первую очередь пшеницу, жизненно важную для этого земледельческого народа.

Охота на крыс устраняла источник серьезных заболеваний, таких как чума. Наконец, охотясь на змей, обычно рогатых гадюк, они делали окрестности более безопасными. В начале исторического периода, называемого Средним царством, Египет превратился в могущественную державу.

Основой этой державы были зернохранилища. Пока они были полны, страна могла спокойно пережить возможный разлив Нила. Это был звездный час кошки как истребителя грызунов.

Практическое значение кошки в Древнем Египте было настолько велико, что именно в этот период она стала считаться священным животным.

Египтяне обожествляли кошек, видя в них существ, способных воплощать образы конкретных богов. Великий бог солнца Ра, победивший Апопа, змея тьмы, принял облик гигантской кошки.

Иногда Ра называли Великим котом. Его поединок со змеем тьмы художники изображали так: кот одной лапой давит на голову змея, а в другой держит нож. Но истинной богиней кошек была львиноголовая Бастет. Египтяне считали кошку священным животным богини Бастет, которая олицетворяла радость, веселье, здоровье и жизненную силу. Вот что пишет об отношении египтян к культу кошки известный философ Е. Блаватская в своей книге "Эволюция символизма": "Они заметили тот простой факт, что кошка видит в темноте и что ее зрачки становятся совершенно круглыми и особенно светлыми ночью.

Луна была созерцателем ночного неба, а кошка - ее эквивалентом на земле..... Отсюда следовало, что солнце, которое ночью смотрело в подземный мир, тоже можно было назвать кошкой, так как оно тоже видело в темноте. По-египетски кошка называлась "мау", что означает "видеть", от глагола mau - видеть....

.

Луна в виде кошки была глазом солнца, потому что она отражает солнечный свет и потому что глаз отображает образ в своем зеркале". Культ кошки достиг своего расцвета во времена первой и третьей династий египетских фараонов примерно за год до нашей эры.

Храм богини Бастет в восточной части дельты Нила стал местом паломничества. Главным центром египтян был огромный некрополь рядом с храмом. Здесь хоронили забальзамированных мертвых кошек, помещая в украшенные саркофаги вместе с игрушками и едой, например, мумифицированными мышами, для долгого путешествия в загробный мир. Недалеко от Бени-Хасана были обнаружены тысячи кошачьих мумий. В знак траура люди, оплакивавшие кошек, сбривали брови. Египтяне со всех концов царства приносили богине символы преданности в виде маленьких кошачьих фигурок из керамики и бронзы.

Бронзовые фигурки кошек отличаются тончайшей моделировкой поверхности. Их мягкие контуры подчеркивают пластичность тела и изящность силуэта. Мастерски передавая естественность и грациозность зверя... Сделанные с любовью, эти статуэтки изысканны и в то же время сдержанно-отстраненны, даже строги... как бы напоминая всем, что Бастет - милостивая замена грозной львиноголовой богини Сохмет, дочери бога солнца Ра, которая поддерживает Маат - всеобщую гармонию - и наказывает тех, кто ее нарушает.

Фигурки кошек обычно богато украшались египтянами. Статуэтки из Эрмитажа имеют ожерелья на шее, скарабеев на темени и глаза, инкрустированные золотом. Исследование мумий из кошачьих гробниц в Бубастите, Сиуте и Бени-Хасане показало, что кошки Среднего царства прошли искусственный отбор: скелет, зубы и пигментация шерсти уже значительно отличались от таковых у первобытной степной кошки. Египетские кошки были обожествлены. Для них строились роскошные храмы, их тела мумифицировались, и к ним стекались тысячи паломников со всей страны.

Египетские кошки всегда имели мистическую ауру вокруг себя. Их глаза считались окнами в другой мир, а из-за их переменчивой природы животных часто сравнивали с Солнцем. Египетские жрецы находили множество аналогий между природой кошки и Солнца. Прежде всего, это глаза кошки. Когда солнце восходит, зрачки глаз кошки становятся меньше. Когда солнце приближается к вечеру, глаза кошки расширяются.

Когда солнце скрывается, кошка смотрит на мир широкими зрачками, круглыми и светящимися. Глаза кошки - это два уменьшенных солнца. Глаза кошки - это волшебные окна в другие миры, в которых можно многое увидеть. Кошки - гости мира мертвых в нашем, проявленном мире. Считается, что ни один вампир или другая темная сущность никогда не ступит в дом, где живут кошки. Дело в том, что кошки их видят... Нередко можно заметить "странное" поведение кошки, когда она вдруг замирает и пристально смотрит в какую-то точку.

Так она общается с невидимым для нас миром. В Бубастисе, главном центре культа Баст в Нижнем Египте, священные кошки жили во дворе храма. Забота о них считалась особой честью, право передавалось от сына к отцу. Для заботы о благополучии кошек, живущих в храме, была организована каста жрецов.

Служители Бастет занимали высшие государственные должности. Жрец, обвиненный в недопустимом обращении со священными кошками, подвергался суровому наказанию. Жрецы внимательно следили за кошками, стараясь не пропустить ни малейшего знака, который они подавали... послание от богини Баст, чтобы потом истолковать его.

Верующий, ищущий помощи богини или желающий дать обет, сбривал часть головы своего ребенка и относил срезанные волосы в храм. Волосы клали на весы и уравновешивали серебром. Затем поклоняющийся отдавал это серебро смотрителю священных кошек, который отрезал соответствующую часть от рыбы, служившей им пищей, и отдавал ее кошкам. В семьях простых египтян кошки также почитались как священные и были окружены заботой и вниманием.

Серебро также отдавалось смотрителю священных кошек.

Египтяне любили своих домашних кошек, которых часто показывали лежащими на коленях хозяина или под его креслом. Плутарх описывает, как египтяне с большим вниманием относились к разведению кошек, подбирая пары, подходящие по характеру.

Священных кошек кормили молоком с хлебом, а в аквариумах для них специально разводили рыбу без чешуи. Их жестоко наказывали, если обнаруживалось какое-либо покушение на их жизнь.

Кошка находилась под защитой закона, и тому, кто осмеливался поднять на нее руку, грозила смертная казнь. Кошек называли "добрыми духами дома". Люди повсюду уступали дорогу этим грациозным животным. В Египте кошки первыми выносили из домов в случае пожара, и хозяева спасали их, часто рискуя при этом собственной жизнью. Если кошка умирала, ее похороны проходили с большими почестями. После смерти кошку хоронили по ритуалу, похожему на человеческие похороны: хозяева кошки и их родственники сбривали брови в знак траура, а тело кошки бальзамировали.

Египтяне верили, что душа хозяйки дома после смерти переселяется в кошку. Тело умершей кошки заворачивали в льняную ткань, помазывали травами и мумифицировали бальзамом. Чтобы кошки не голодали в загробной жизни, в саркофаг вместе с ними клали мумифицированных мышей и землероек. Кошек богачей заворачивали в цветные льняные ткани с замысловатыми узорами. На морду животного надевали маску с ушами из стеблей пальмовых листьев.

Мумию помещали в деревянный или плетеный из соломы ящик, иногда украшенный золотом, хрусталем или обсидианом. Даже котят хоронили в маленьких бронзовых гробиках. Самыми почитаемыми кошками были те, которые жили в храмах. Их похороны иногда были настолько помпезными и дорогими, что для их оплаты с населения взималась специальная пошлина.

Саркофаг с телом кошки был самым почитаемым из всех.

Саркофаг с мумией помещали в один из бесчисленных некрополей, специально предназначенных для кошек и построенных вдоль берегов Нила. Траур длился семьдесят дней - время всех мумификаций. Иногда кошка сопровождала своего хозяина в загробный мир в облике статуи или резного рисунка на гробах.

Кошка иногда сопровождала своего хозяина в загробный мир в облике статуи или резного рисунка на гробах.

Изображения кошки также можно найти на многочисленных вазах, украшениях и посуде, а также на рисунках под женским сиденьем, в качестве защитного символа.

В результате раскопок, проведенных на территории Древнего Рима, было обнаружено, что кошка является одним из самых популярных животных в мире.

При раскопках в городе Бени-Хасан археологи обнаружили целое кошачье кладбище, на котором упокоились сто восемьдесят тысяч кошек.


Навигация

Comments