Что такое мозаика фреска икона

Надежда Нефедова Воскрешение Лазаря - один из самых ранних живописных сюжетов, появившихся в христианском искусстве. Обычно формирование той или иной иконографии связывают с появлением праздника в церковном календаре.

Образ воскрешения Лазаря, однако, является исключением: вероятно, он возникает еще до появления праздника. Этот сюжет уже присутствует в самых ранних из дошедших до нас христианских памятников. Воскрешение Лазаря - один из самых ранних изобразительных сюжетов, появившихся в христианском искусстве. Иконографическая и литургическая традиции в большинстве случаев связаны между собой.

Изображение воскрешения Лазаря, однако, является исключением: оно, вероятно, возникает несколько раньше появления праздника. Этот сюжет уже присутствует в самых ранних из сохранившихся христианских памятников: фресках катакомб и рельефах саркофагов.

Содержание фресок в катакомбах, где хоронили умерших, и рельефов погребальных саркофагов естественным образом связано с темой воскресения мертвых и победы над смертью. Важно было выразить веру в освобождение от первородного греха и связанных с ним тления и смерти. Некоторые сюжеты указывают конкретно на воскресение Христа, например, чудесное спасение пророка Ионы, об этом чуде как о знамении говорил сам Господь.

Некоторые сюжеты указывают конкретно на воскресение Христа.

Другие же сюжеты являются прообразами не только воскресения Иисуса Христа, но и указывают на будущее всеобщее воскресение: три отрока в печи, пророк Даниил в львином рву, воскрешение Лазаря. Фреска катакомб Джордани. Рим В раннехристианских памятниках это чудо часто представлено лаконично, как двухфигурная сцена.

Иконографические типы изображения Христа в этот период только начали формироваться: Христа изображали и как мужчину средних лет с бородой и длинными волосами, и как безбородого юношу.

Последний иконографический вариант на языке древнего искусства передавал идею вневременности и вечности Божества: Христос изображен как вечно юный Бог. В руке Спасителя легкая трость - атрибут чудотворца, понятный людям того времени символ совершения чудес. В древнем искусстве с этим атрибутом, от которого происходит сказочная волшебная палочка, изображался, например, Гермес. В иконописи трость, которой Господь прикасается к Лазарю, сначала превращается в короткий жезл, а затем и вовсе исчезает как лишняя деталь.

Богу не нужен инструмент для совершения чуда, достаточно Его собственной воли. Кроме того, в процессе развития христианского искусства линия, которую условно можно назвать "реализмом", преобладала над аллегорическими формами. Было решено, что люди и события должны изображаться такими, какими они были в евангельском повествовании, а не с помощью каких-либо символов или аллегорий. Следовательно, жезл - деталь ненадежная с текстуальной точки зрения и совершенно ненужная с догматической.

Фреска катакомб Петра и Марцеллина. III - 1-я половина. Рим Запеленутая фигура Лазаря часто изображается в масштабе. Техника уменьшения фигур постоянно использовалась в раннехристианском искусстве при изображении чудес. Римские художники изображают гробницу так, как выглядели погребальные сооружения в греко-римской культуре: небольшое эдикулярное здание с фронтоном и колоннами.

Рим Композиция фрески катакомб на Виа Латино дополнена фигурами апостолов и народа. Характерной особенностью рельефов в некоторых саркофагах является изображение сестры Лазаря, стоящей на коленях у ног Христа.

Фрагмент саркофага. Музей Пио Кристиано, Ватикан Художники из восточных провинций империи изображали гробницу так, как она выглядела, то есть как пещеру в скалах. Со временем композиция становится все более повествовательной, наполняется деталями. Изображены Марфа и Мария, иудеи, открывающие гробницу, человек, снимающий пелены с воскресшего человека. Некоторые из персонажей прикрывают носы краем одежды, иллюстрируя тем самым слова Марфы: "Господи, уже смердит; четыре дня Он был во гробе"

Иоанн.

Миниатюра Евангелия из Россано. Музей Диокесано, Россано, Италия. Фрагмент Саркофага. Фрагмент мозаики из церкви Сан-Аполинаре Нуово. Равенна, Италия. Фреска церкви Токали Килисе в Гёреме. X-XI в. Каппадокия, Турция. Трехчастная икона. XII в. Монастырь св. <Екатерины, Синай. Фрагмент Миниатюра Трапезундского Евангелия. Середина XII века. Фрагмент бронзовой дверной пластины. Собор Беневенто, Италия. Западные ворота собора Рождества Богородицы. Владимиро-Суздальский музей-заповедник. Фрагмент фрески собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря.

Икона из праздничного яруса иконостаса Новгородского Софийского собора. Фрагмент иконы из Кирилло-Белозерского монастыря. Русский музей, Спб. Поделиться, это важно Подписаться на Правмир в Раз уж вы здесь Статьи и материалы часто меняют жизнь людей - обеспечивается доступ к лекарствам, дети-сироты обретают семьи, пересматриваются судебные дела, находятся ответы на сложные вопросы.

ПРАВМИР

"Правмир" выходит уже 16 лет - благодаря пожертвованиям читателей. Нам необходимо оплачивать труд журналистов, фотографов и редакторов, чтобы делать качественную работу. Мы не можем обойтись без вашей помощи и поддержки. Пожалуйста, поддержите "Правмир", подписавшись на регулярные пожертвования. И мы обещаем не снижать темпов!

Навигация

Comments