Что такое ритм и рифма

Почему именно четыре строки? Ответ опять же следует искать в области психологии восприятия человеком ритма. А теперь о практической стороне вопроса и о типичных ошибках и погрешностях в ритмике. Здесь нарушения ритма возможны из-за большого скопления согласных в ряду - на их произнесение тоже требуется время.

В результате длина слога заметно больше, чем в других местах стиха. Это создает ощущение ритмической неровности. Но самая распространенная ошибка - столкновение одинаковых или похожих согласных во всех строках, придуманных не мной.

Это особенно нежелательно в начале строки. Вместо того чтобы плавно войти в ритм строки, вы начинаете с запинки. Для автора в таких случаях лучше использовать пусть формально неправильное, но четко обозначающее произношение слово, чем заставлять читателя гадать, как его следует произносить.

Ритм 2-го уровня. Сюда относятся недостатки в чередовании ударных и неударных слогов в стихе. Дело в том, что в силу природы языка идеальное чередование ударных и неударных слогов практически невозможно. На заре русского стихосложения это пытались делать, но требование соблюдать чередование абсолютно строго накладывает слишком жесткие ограничения.

В любом длинном и осмысленном стихе неизбежно появление пиррихиев - пропусков необходимых ударений, или спондеев - сверхсхемных ударений. Это и есть пиррихии. В двухсложных мерах, ямбе и хорее, это в основном пиррихии. Обратите внимание на примечания в скобках. Ряд слов в русском языке может произноситься как с ударением, так и без него. Это односложные слова, такие как местоимения, предлоги и союзы... Это очень полезно для поэтов. Здесь нет фиксированных правил.

Главное, чтобы это звучало естественно. Никакие правила не могут заменить чувство языка и ритмический слух. Поэтому поэту важно уделять внимание развитию этих навыков. Вернемся к процитированному 4-му стихотворению. Обратите внимание, что во 2-й и 4-й строфах нет ударений. И это не случайно! На самом деле, не все ударения в строке одинаковы.

Неудача - это настолько грубая ошибка, что трудно даже придумать пример. Это поцарапает самое неискушенное ухо. Но остальные ударения тоже неравноценны.

Второе ударение в этом размере, 4-стопный ямб, хотя и не в такой степени, но тоже важнее, чем первое или третье. И это подтверждается анализом других 4-х стихотворений - Пушкин редко пропускает второе ударение, и никогда последнее. Следующим по важности является первое ударение.

И чаще всего пропускается третье. Таким образом, в четырехслоговом ямбике важность ударений выглядит так: четвертое - второе - первое - третье. В трехсложных мерах пропуск ударений схемы пиррихия встречается редко.

В трехсложных мерах пропуск ударений схемы пиррихия встречается редко.

И они звучат как очевидная ошибка. Но спондаи почти неизбежны."

Очень распространенная ошибка, которую допускают многие, и не только начинающие, - непонимание того, что спондаи неравнозначны.

Навигация

Comments