Философия древней индии и китая

Сходства и различия между китайской и индийской философией. Реферат: Философия Древнего Китая и Индии Она стремится познать вещи, которые прямо или косвенно влияют на человека. Какова истинная природа человека? В чем смысл его жизни? Какова природа мира, в котором он живет? Есть ли создатель этого мира? Как человек должен жить в свете знаний о себе, мире и Боге? Вот некоторые из проблем, которые волновали человеческий разум во всех частях света с начала цивилизации.

Философия занимается проблемами такого рода. Философия в собственном смысле слова возникла в VI веке. В это время в странах Древнего Востока происходил переход от мифологического мировоззрения к философскому мышлению Наиболее известными и влиятельными были философские учения, возникшие в Индии и Китае. <Восточные по духу, они имели не только общие моменты, но и существенные различия, которые оказали огромное влияние на культуру этих стран и тех народов, которые с ними соприкасались. Эти различия позволяют нам отдельно говорить об индийском, китайском и греческом типах философии.

Традиционно в истории философии древнеиндийская и древнекитайская философия объединяются как философия Древнего Востока Таким образом, целью данной работы является рассмотрение особенностей философии Древнего Востока. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: Рассмотреть основные направления и школы древнеиндийской философии и древнекитайской философии, а также объяснить противоречия между какими школами и направлениями развивалась восточная философия.

Основные направления и школы древнеиндийской философии Индийская культура является одной из самых древних в истории человеческой цивилизации. Она породила оригинальную философию, оказавшую огромное влияние на творчество величайших мыслителей нового и новейшего времени, как в самой Индии, так и за ее пределами, в частности в Западной Европе. В древнеиндийской философии можно выделить три основных этапа: пятнадцатый - шестой века. Последним этапом в эволюции Вед считаются Упанишады, которые были переходной формой от мифологии к философии в древнеиндийском обществе.

В эпоху перехода от родоплеменного общества к раннеклассовому сформировались различные школы и направления древнеиндийской философии. В зависимости от отношения к Ведам философские школы делятся на ортодоксальные, признающие авторитет Вед, и неортодоксальные, отвергающие авторитет Вед. Ведическая философия Брахманизм - религия древних индийцев, которая явилась дальнейшим развитием ведической религии в период формирования рабовладельческого общества.

Священная литература брахманизма включает в себя Веды и обширные комментарии к ним, составленные на протяжении веков. Брахманизм дал религиозное оправдание социальному неравенству, строгому кастовому делению и освятил привилегированное положение профессиональных жрецов, составлявших касту брахманов.

Брахманизм учил, что наряду с ведическими богами существует высший абсолют, бог-создатель Брахма, к которому должны стремиться бессмертные души всех живых существ, являющихся частицами Брахмы. Но на пути к этой конечной цели лежит бесконечная череда переселений душ, которые могут воплощаться в самые разные формы, от растений и животных до брахманов, царей и даже небожителей.

Форма каждого нового рождения души зависит от самого человека, от его прижизненных поступков, от закона кармы, от степени его праведности. Доктрина посмертного воздаяния использовалась правящими классами для удержания масс в повиновении. Брахманизм стал основой для формирования индуизма. <Этот период в развитии индийской философии начинается в VI веке. В частности, усиливается критика ведического брахманизма. Интуиция уступает место исследованию, религия - философии. Внутри самой философии возникают различные, в том числе противоположные и враждующие школы и системы, отражающие реальные противоречия времени.

Согласно традиционным принципам классификации, принятым большинством ортодоксальных индийских мыслителей, школы и системы индийской философии делятся на два больших лагеря - неортодоксальную настику: чарвака, буддизм, джайн и ортодоксальную астику: миманса, веданта, санкхья, йога, янъя и вайшашика.

Неортодоксальные школы в древней и средневековой Индии Чарвака - материалистическое учение, отрицающее понятия Брахмана, Атмана, Сансары и Кармы. Основой всего сущего здесь является материя в виде четырех первоэлементов: земли, воды, огня и воздуха.

Материя может мыслить. Смерть - это конец всего. Онтологическая сущность этого учения также соответствует теории познания, основой которой является чувственное восприятие мира. Только то, что воспринимается органами чувств, является истинным.

Этическая концепция чарвака основана на неограниченном наслаждении - гедонизме. Девиз этой школы - ешь, пей и наслаждайся сегодняшней жизнью, ибо смерть всегда приходит ко всем! Джайнистская школа возникла в 6 веке до н.э. на основе развития учения мудрецов. В центре этой школы - бытие личности. Сущность личности, с точки зрения джайнизма, дуалистична: духовная джива и материальная аджива. Связующим звеном между дживой и адживой является карма, которая понимается как тонкая материя.

Именно соединение неживой, грубой материи с душой посредством кармы порождает личность. Целью учения джайнизма является достижение такого образа жизни, при котором человек может освободиться от своих страстей. Джайнизм считает развитие сознания главным атрибутом души в человеке. Основными этическими принципами джайнизма являются: отрешенность от мирского богатства, суеты, страстей, уважение ко всем живым существам и т.д. Философия джайнизма и сегодня сохраняет свое влияние в Индии.

Основатель буддизма Гаутама Будда после долгих лет аскезы пришел к пониманию правильного образа жизни, отвергающего крайности. Характерной чертой этого учения является его этическая и практическая направленность, а центральным вопросом - бытие человека. В основе буддизма лежат "четыре благородные истины": 1 человеческое существование от рождения до смерти неразрывно связано со страданием; 2 существует причина страдания - жажда жизни, ведущая через радости и страсти к перерождению; 3 существует освобождение от страдания, устранение причин страдания, то есть устранение этой жажды; 4 существует путь, ведущий к освобождению от страдания, который отвергает как жизнь, посвященную только чувственным удовольствиям, так и путь аскезы и самоистязания.

Буддийский принцип так называемого срединного пути рекомендует избегать крайностей. Это основной принцип личного поведения, в основе которого лежит чувство благости и совершенной удовлетворенности. Буддизм устанавливает практику медитации - глубокой умственной концентрации и отрешенности от внешних объектов и внутренних переживаний. Его цель - просветление, или состояние нирваны.

Ортодоксальные школы в индийской философии Философское учение "Бхагавадгиты" основано на авторитете Вед. Согласно Гите, вечно меняющаяся природная, материальная реальность не является первичной реальностью - пракритой. Первичное, вечное и неизменное бытие - это верховный Брахман. Чтобы обрести внутреннюю нравственную свободу, человек должен отказаться от внешних, чувственных притязаний и соблазнов. В связи с этим в книге развивается учение о йоге - совокупности техник, с помощью которых достигается особое состояние ума и душевное равновесие.

Гита также положила начало новому направлению религиозной мысли - индуизму. Философские основы индуизма содержатся в шести системах: Веданта, Миманса, Санкхья, Йога, Вайшишика, Ньяя. Несмотря на различия, все они считаются равными в своем толковании истины, все они едины в своем стремлении к искуплению и освобождению от уз самсары и кармы.

Рассмотрим основные положения этих систем, в основе которых лежат Веды. Заключение Веданты Веды признают Брахмана абсолютной духовной сущностью мира. Выход из самсары - это познание истины о том, что внешний мир, окружающий человека, иллюзорен, а истинная неизменная реальность - это Брахман. Основной путь достижения этого истинного знания - соблюдение нравственных норм и медитация, которая означает напряженное размышление над проблемами Вед.

Знание освобождает душу. Медитация миманса - изучение ведического текста о жертвоприношении - тесно связана с дхармой, идеей долга, выполнение которого предполагает прежде всего жертвоприношение, ведущее к прекращению перерождений. Основатели философии мимансы, как и представители школы джайнизма, верят в существование бессмертной души, опровергая точку зрения материалистов, не признающих существования ничего, кроме тела.

Санкхья число, перечисление выражает точку зрения, согласно которой изначальной причиной мира является материя, природа пракрити. Одной из самых ранних философских школ, непосредственно связанных с ведической традицией, является санкхья. Здесь признавалось существование абсолютной души Пуруши, благодаря которой существуют вещи. При соединении пракрити и пуруши возникают изначальные принципы мира, как материального, так и духовного. В учении о знании, помимо восприятия и логического вывода, Санкхья также признает источником знания учение древних священных книг - Вед.

Основой этики Санкхьи является убеждение, что страдание универсально. Поэтому главной задачей мудрости является познание путей и средств, ведущих к полному освобождению человека от страданий и несчастий. Йога основана на Ведах и является одной из ведических философских школ. Йога означает "сосредоточение", а ее основателем считается мудрец Патанджали, живший во втором веке. Йога представляет собой индивидуальный путь спасения и предназначена для достижения контроля над чувствами и мыслями главным образом посредством медитации.

В йогической системе вера в Бога рассматривается и как элемент теоретического мировоззрения, и как условие практических действий, направленных на освобождение от страданий. Связь с Единым необходима для осознания собственного единства.

При успешном освоении медитации человек достигает состояния самадхи, то есть полной интроверсии, которая достигается после ряда физических и умственных упражнений и концентрации. Система вайшиков была основана мудрецом Канадой, настоящее имя которого было Улука. Согласно ей, все вещи постоянно меняются, но есть и стабильные элементы - сферические атомы.

Атомы - это несотворенные, вечные сущности, представление о которых мы можем получить, разбивая материальные объекты на все более мелкие части, пока этот процесс не сможет быть продолжен. Из атомов формируется весь мир. Система ньяи была создана великим мудрецом Готамой. Это реалистическая философия, основанная главным образом на законах логики.

Она признает четыре независимых источника истинного знания: восприятие, умозаключение, или вывод, сравнение и свидетельство, или доказательство. Философы школы ньяи, наряду со многими другими системами индийской философии, стремятся освободить личность от привязанности к телу, чувствам и объектам. По их мнению, наше "я" отличается от тела и ума.

Навигация

Comments

  1. Как бы мы все не старались все равно будет так, как задумала вселенная. Пока я читала мой мозг умер.