Методы и приемы преподавания изобразительного искусства

Изобразительное искусство рассматривается как дисциплина, формирующая эстетически развитую личность. Изобразительное искусство рассматривается как дисциплина, развивающая физиологические навыки и корректирующая психологические характеристики личности.

Изобразительное искусство рассматривается как дисциплина, развивающая физиологические навыки и корректирующая психологические характеристики личности.

Изобразительное искусство представлено для широкого диапазона возрастов, от дошкольного до студенческого возраста. Цель обучения. Способ обучения. Характер взаимодействия субъектов обучения учитель-ученик. Пассивный, активный, интерактивный. Основные методы - лекция, копирование. Эти методы наиболее соответствуют студентоцентрированному подходу, так как предполагают совместное обучение, коллективное обучение, обучение в сотрудничестве, причем и студент, и преподаватель являются субъектами процесса обучения.

Например, с помощью такого приема, как беседа, можно найти воплощение различных методов обучения. К средствам обучения относятся различные виды учебной деятельности, игра, труд, предметы материальной и духовной культуры. Существует два основных вида классификации методов: по источнику знаний и по характеру познавательной деятельности. Содержание деятельности учителя и ученика при использовании методов обучения классифицируется по источнику получения информации Содержание метода и способ его реализации Деятельность учителя Деятельность ученика Деятельность ученика Вербальные методы.

Главная цель Постановка основного вопроса, предмета Деятельность учащегося направлена на восприятие, и эта группа методов представляет собой передачу учебной информации с помощью устного или печатного слова.

Основные формы: рассказ, рассказ, рассказ.

Основными формами являются рассказ, беседа, лекция. Опорный конспект Содержание метода и техника его реализации Деятельность учителя Деятельность ученика Наглядные методы. Основная цель этой группы методов - передача учебной информации с помощью различных наглядных пособий. Основными формами являются демонстрация произведений искусства, объектов природы, наглядных пособий. Изложение основного вопроса, подлежащего изучению на основе данных, полученных из различных наглядных источников.

Деятельность участников заключается в наблюдении за демонстрацией, осмыслении полученных данных и принятии основной дидактической цели урока. Содержание метода и методика его реализации Деятельность учителя Деятельность ученика Практические методы. Основной целью данной группы методов является получение информации на основе практических действий, выполняемых в процессе постановки различных практических работ.

Постановка основного вопроса для изучения на основе данных, полученных из различных наглядных источников, которые демонстрирует сам преподаватель.

Деятельность учащихся заключается в осмыслении практических действий учителя, в составлении различных записей, зарисовок. Например, сочетание словесного и наглядного, наглядного и практического методов. Содержание деятельности учителя и учащихся при использовании методов обучения, классифицированных по характеру познавательной деятельности Содержание метода Деятельность учителя Деятельность ученика Объяснительно-иллюстративный метод. Основное содержание - организация усвоения информации путем сообщения научного материала и обеспечение его успешного восприятия.

Сообщение учебной информации с использованием различных дидактических средств: слова, наглядных пособий. Деятельность учащихся заключается в восприятии, осмыслении и запоминании сообщаемой информации. Содержание метода Деятельность учителя Деятельность учащихся Репродуктивный метод. Основное содержание - формирование умений и навыков, использование и применение научных знаний. Разработка и применение различных заданий и упражнений, использование программированного обучения. Деятельность учащихся - освоение приемов индивидуальных упражнений в решении различных типов задач.

Деятельность учащихся - освоение приемов индивидуальных упражнений в решении различных типов задач.

Проблемный метод. Основное содержание - раскрытие различных проблем в изучаемом материале и показ путей их решения. Выявление и классификация проблем, формулирование гипотез и показ способов их проверки. Изложение проблем при проведении опыта. Деятельность учащихся заключается в прослеживании логики доказательства.

Деятельность учащихся заключается в прослеживании логики доказательства.

Содержание метода Деятельность учителя Деятельность учащихся Частично исследовательский метод или эвристический. Основное содержание - постепенная подготовка учащихся к самостоятельной постановке и решению проблем. Показывает учащимся, как находить доказательства, делать выводы, строить план проверки фактов.

Основное содержание - постепенно подготовить учащихся к самостоятельной постановке проблем.

Учитель широко использует эвристическую беседу, в процессе которой он ставит систему взаимосвязанных вопросов, каждый из которых является шагом к решению проблемы. Деятельность учащихся заключается в активном участии в эвристических беседах, овладении приемами анализа учебного материала.

Метод обучения. Основное содержание - овладение учащимися методами научного познания, развитие черт творческой деятельности. Постановка перед учащимися новых проблем, разработка и постановка исследовательских задач. Деятельность учащихся заключается в овладении методами самостоятельной постановки проблем и поиска путей их решения. Таким образом, закон художественного подобия является основным законом художественного восприятия.

Целостное изложение проблем учебного материала. Основные методы: метод поэтапного раскрытия, метод единства восприятия и творчества, метод обобщающих уроков, метод творческой интерпретации. Связь с внеклассным восприятием жизни, сознание подлинной жизненности проблем искусства. Искусство, обобщая, всегда заостряя, для него типично, скорее характерно, доведено до апогея. Основные методы: метод свободы в системе ограничений, метод диалога, метод сравнения, метод коллективной и групповой работы, деловые игры, сочетание восприятия и творчества, сочетание ИЗО с музыкой и литературой.

Потому что она объединяет все сферы деятельности школьников, как в общеобразовательной школе, так и вне ее. Научиться понимать искусство и эмоционально усваивать его - вот основные задачи воспитания эстетически развитой личности. Однако задачи общеобразовательной школы и системы дополнительного образования различны. Общеобразовательная школа должна заниматься эстетическими и культурными аспектами искусства.

Система общего образования имеет два уровня. Первый уровень - это традиционная система с часовым лимитом времени. Соответственно, организация материала здесь включает основные аспекты искусства. Второй уровень - эстетические двухчасовые занятия. Система дополнительного образования - кружки, детская художественная школа. Этот этап длительный и неоднородный. Некоторые авторы делят его, в свою очередь, на более мелкие этапы: подражание движениям взрослых; рассматривание каракулей; рисование линий; повторение каракулей; орнамент; освоение первичной формы; возникновение образа.

Он концентрируется на них, многократно повторяет и рассматривает их, и начинает предпочитать одни каракули другим. Он делает все новые и новые попытки, пытаясь повторить полученные линии. Такое рисование одновременно упражняет руку, приводит к большей плавности и легкости движений, а в дальнейшем - к подчинению этих движений определенному ритму. Каракули становятся организованными, штрихи ставятся рядом, они становятся ритмичными - наступает стадия ритмичных каракулей.

Это значит, что ребенок вначале рисует, а потом, "увидев" в рисунке образ предмета, называет его. Затем задается вопрос: "Что ты нарисовал? И только после этого происходит само рисование.

Ребенок пытается выразить эмоции и движения через линию; например, прыжки девочки изображаются в виде зигзагообразной линии. Однако через некоторое время дети забывают, что для них зигзаг может ассоциироваться, например, с забором.

Основная методическая проблема - привитие навыков конструктивного и аналитического мышления. Работа по памяти и воображению. Наброски и зарисовки. Пластическая и световоздушная организация пространства. Работа над этюдами. Сочетание длительной и кратковременной работы. Материалы, используемые в декоративно-прикладном искусстве.

Синтез архитектуры, скульптуры и монументально-прикладного искусства. Форма, цвет, фактура и текстура в предметах декоративно-прикладного искусства. Стилизация и декорирование. Виды композиций и способы их построения. Моделировка плоского рельефа. Натюрморт в скульптуре. Объемная скульптурная композиция. Практическое занятие. Урок применения знаний и умений В процессе применения знаний и умений выделяются следующие звенья: воспроизведение и коррекция необходимых знаний и умений; анализ заданий и способов их выполнения; подготовка необходимого оборудования; самостоятельное выполнение заданий; рационализация способов выполнения заданий; внешний контроль и самоконтроль при выполнении заданий.

Из этого вытекает возможная структура урока применения знаний и умений: проверка домашнего задания; мотивация учебной деятельности через осознание учащимися практической значимости применяемых знаний и умений, сообщение темы, цели и задач урока; осмысление содержания и последовательности практических действий при выполнении предстоящих заданий; самостоятельное выполнение заданий учащимися под контролем учителя; обобщение и систематизация результатов выполненных заданий; подведение итогов урока и постановка домашнего задания.

Урок обобщения.

Урок обобщения и систематизации знаний Без уроков обобщения и систематизации знаний, называемых также уроками обобщающего повторения, процесс усвоения учащимися учебного материала нельзя считать законченным. На них выделяются наиболее общие и существенные понятия, законы и закономерности, основные теории и ведущие идеи, устанавливаются причинно-следственные и другие связи и отношения между наиболее важными явлениями и процессами.

Процесс обобщения и систематизации знаний предполагает следующую последовательность действий: от восприятия, осмысления и обобщения отдельных фактов - к образованию понятий, их категорий и систем, от них - к овладению более сложной системой знаний: усвоению основных теорий и ведущих идей изучаемого предмета. В связи с этим на уроке обобщения и систематизации знаний выделяются следующие структурные элементы: постановка цели урока и мотивация учебной деятельности учащихся; воспроизведение и коррекция опорных знаний; повторение и анализ основных фактов, событий, явлений; обобщение и систематизация понятий, овладение системой знаний и применение их для объяснения новых фактов и выполнения практических заданий; усвоение ведущих идей и основных теорий на основе широкой систематизации знаний; подведение итогов урока.

Урок проверки и коррекции знаний Проверка и коррекция знаний и умений проводится на каждом уроке. Но после преподавания одной или нескольких подтем учитель проводит специальные уроки контроля и коррекции, чтобы выявить уровень усвоения учащимися комплекса знаний и умений и на основе этого принять определенные решения по совершенствованию учебного процесса. При определении структуры контрольно-коррекционного урока целесообразно исходить из принципа постепенного повышения уровня знаний и умений, т.е. при таком подходе возможна следующая структура урока: введение цели и задач урока, инструктаж учащихся по организации работы на уроке; проверка знаний учащимися фактического материала и умения обнаруживать элементарные внешние связи в предметах и явлениях; проверка знаний основных понятий, правил, законов и умения объяснить их сущность, доказать свои суждения и привести примеры; проверка умения учащихся использовать свои способности для выражения своих мыслей, идей, аргументов.

Комбинированный урок характеризуется постановкой и достижением нескольких дидактических целей.

Навигация

Comments