Миллион способов потерять голову смотреть с матами

Если актерские таланты вышеупомянутых личностей неоспоримы, то в психическом здоровье режиссера начинаешь серьезно сомневаться после просмотра "Миллиона способов...". Начнем с того, что жанр "Миллион способов..." - это совсем не то, что обещал проморолик. Фильм рекламировался как произведение, сочетающее в себе комедию и вестерн.

Но вестерн здесь - это стилизованные титры, очень хорошо написанная партитура и неплохие интерьеры, оформленные под времена 60-х годов. В остальном - диалоги, поведение персонажей, развитие сюжета - это легкая современная комедия, которая почему-то локализована во времена Дикого Запада.

Она именно локализована, а не адаптирована. С этой точки зрения, даже историческая сцена в SNL гораздо реалистичнее, чем этот фильм. Таким образом, очевидно, что Макфарлейн не мог выйти за художественные рамки, установленные "Тедом" и "Муви 43": тот же крепкий язык и вульгарность, но на этот раз в интерьере. Ведь чтобы снять вестерн-комедию, нужно обладать навыками режиссера, а удачливый телевизионщик может снять лишь пародию на вестерн-комедию о жизни фермера-овцевода Альберта и его любовных неудачах и успехах с девушками Луизой и Анной, а также о его встрече с сорвиголовой по имени Клинч.

Комедии были известны во всем мире.

Комедии были известны еще в Древней Греции, а лучший писатель всех времен Уильям Шекспир создал самые превосходные из них по исполнению и содержанию.

В более близкой исторической и кинематографической перспективе у нас есть Стивен Фрай, Френсис Вебер, Ле Сплендид и заокеанская команда Джадда Апатоу и идеологически близкого ему Адама Сэндлера. Все эти режиссеры, прежде всего, рассказывают историю, и только потом облекают ее в форму скетчей. Но у Макфарлейна нет истории, ему, видимо, кроме упоминаний о сексе, он получает особое удовольствие от орального и анального, репродуктивных органов и выделений организма нечего показать зрителю.

Как только форма начинает определять содержание, юмор исчезает, остается только его имитация. Формально, конечно, сюжет есть, но он не идет дальше предложения "наш герой находит свою любовь". Да и зачем это режиссеру, основная цель которого - показать свою "оригинальность" через грубость и непристойность? Здесь Макфарлейну нет равных, он - бог всей той буквально дряни, которой он будет потакать зрителю на протяжении почти двух часов.

И если бы пошлость была единственным недостатком "Миллиона способов...", можно было бы отнести фильм к разряду проходных пародийных комедий и забыть о нем. Но дело в том, что все юмористические опусы неоригинальны - проститутка и девственница; публичная дефекация; массовая драка без причины; сперма на лице девушки, пришедшей на свидание, и т.д. Можно иметь сколько угодно мнений о Сете Макфарлейне и его "творчестве", но нельзя не признать тот факт, что вся продукция, которую он производит, не только не имеет даты, но и вторична.

Но даже то, что кажется уже много раз виденным, может быть представлено по-новому благодаря сильному подтексту. Как это сделал, например, Саша Барон Коэн в своем нашумевшем фильме "Борат". Но у Сета нет социокультурных мотивов, поэтому пошлость - это просто пошлость и ничего больше. Этот режиссер не может снять ничего приличного, а его фанаты не могут понять ничего другого. Помимо того, что он многословен, бессмыслен и вторичен, самовлюбленный Макфарлейн наполняет свою картину шутками, которые переходят все границы - евреи, арабы и афроамериканцы ставятся Сетом в один ряд с его любимыми предметами туалетного юмора.

И это совершенно недопустимо, как студия позволила оставить это в финальной версии фильма - непонятно. Конечно, возрастной рейтинг "R" подразумевает многие вещи, такие как расчлененка, ненормативная лексика и секс, но расизм явно не попадает в эту категорию. Приходится признать, что "Миллион способов..." - это всего лишь очередная ничем не примечательная попытка третьесортного режиссера, способного лишь генерировать бессмысленные шутки ниже пояса.

Говорить о работе Макфарлейна как о произведении кинематографического искусства неуместно, даже для сегмента массовой комедии она неприемлема из-за полного отсутствия оригинальности в том или ином виде. То, что делает Сет, полностью на его совести, он наконец-то, после стольких лет закулисной работы на телевидении, ворвался в пространство популярной культуры знаменитостей, и будет делать все, включая постоянные отступления в сторону мерзкой грубости, чтобы оставаться в центре внимания как можно дольше.

Но как быть с теми, кто считает его творчество эталоном юмора? Есть изрядная доля зрителей, которые от всей души отдают дань уважения "Миллиону способов..." и другим идеологически близким вещам. В любом случае, если подобные фильмы будут собирать полные залы, цивилизация, понимаемая как генератор культурных ценностей, обречена.

В фильме "Миллион способов..." есть один момент, когда фермер-овцевод Альберт открывает дверь в сарай и видит там героя одного даже не очень популярного, но поистине культового фильма. Во-первых, это единственные секунды фильма, которые стоит посмотреть. А во-вторых, это отличная невольная метафора, показывающая, что на самом деле фильмы - это вовсе не грубые пошлые шутки, поданные как комедия, а нечто гораздо большее.

Во-первых, это отличная невольная метафора, показывающая, что на самом деле фильмы - это вовсе не грубые пошлые шутки, поданные как комедия, а нечто гораздо большее.

И все, что вам нужно сделать, это дать себе труд открыть эту "дверь", за которой вас могут ждать поистине удивительные открытия. Макфарлейн не может пойти туда. Текст: Евгения Савкина.

Навигация

Comments

  1. Объясните почему исключительно так? Сомневаюсь, почему не уточнить этот обзор.

  2. Не могу сейчас принять участие в дискуссии - очень занят. Буду свободен - обязательно выскажу своё мнение.